подписка: Посты | Комментарии

Поиск эталонного пространства.

Нет комментариев

РИНЦ публикация “Поиск эталонного пространства. Психологические особенности восприятия архитектуры и дизайна, как художественной среды”

santa

“Архитектура, градостроительство и дизайн” №3, 2017

Критерии оценки и восприятия архитектуры с рациональной  и утилитарной позиции, лишает ее качеств художественной среды, урезая и ограничивая ее духовно-психологические свойства. Подобное узкое видение архитектуры сужает возможности использовать ее гуманистические свойства для воздействия на человека и возможность создавать для него благоприятную среду.  Данное исследование актуализирует гуманистический подход. Оно  рассматривает механизмы выбора  человеком внешней среды, как поиск безопасного и комфортного пространства, свойства которого запечатлены в его бессознательном. Практическое применение этих закономерностей позволяет оперировать качествами среды для сознательного использования ее эстетических и психологических свойств, корректируя и направляя тенденции человеческого поведения.

Humanistic approach to the training and professional activity of specialists in the field of space organization allows to satisfy the unconscious basic requirement for the external environment as a reference space associated with the prenatal experiences of the customer. Criteria for assessing and perceiving architecture with a rational and utilitarian position, depriving it of the qualities of the artistic environment, curtailing and limiting its spiritual and psychological properties. Such a narrow vision of the architecture reduces the ability to use its humanistic properties to influence a person and the opportunity to create a favorable environment for him. This study actualizes the humanistic approach. It considers the mechanisms of choosing a person by the environment, as a search for a safe and comfortable space, the properties of which are imprinted in his unconscious. The quality of the external environment, which was the mother’s womb, fixed as an imprint, becomes the standard with which he subsequently compares the external environment. The basic characteristics of the reference space are basic needs. They are satisfied with the external environment: security, connectivity with the outside world, harmony, as integrity. The ability to connect the mental and material space is conditioned by the specifics of human interaction with architecture, as an artistic medium and art, influencing their images and characteristics on all five senses of man. Creating in this interaction a third reality, one more space. The space of dialogue between the person and the environment in which he is located. Practical application of these laws allows us to operate with the qualities of the environment for the conscious use of its aesthetic and psychological properties, correcting and directing the trends of human behavior.

 

 

1. Особенности восприятия и взаимодействия человека с пространством, художественной средой.

Взаимодействие человека и пространства создают особую реальность отношений, наделенную утилитарными и духовно-психологическими свойствами.

Гуманистический подход рассматривает архитектуру не только как систему взаимодействия материальных объектов и форм, связанных между собой определенной целью [1], но и как систему, субъектом которой является человек. Именно качество жизни, поведенческие особенности и состояние сознания человека, помещенного в среду, является критерием оценки архитектурного произведения и качества среды. «Архитектурно обозначенное, семантически фиксированное, продуманное с точки зрения помещенного внутрь человека,… это не пространство «вокруг» здания, вокруг архитектурного произведения, используемого и выглядящего снаружи как объем. Это пространство внутри архитектурного произведения, и все, что составляет среду, есть объемлющее, вмещающее пространственную емкость, окружение или «резервуар». Среда, таким образом, есть вместилище, резервуар человеческого общения» [2]  Лишенная духовно-психологической составляющей, архитектура перестает удовлетворять широкий диапазон потребностей человека и общества в целом.  «Создавая утилитарные ценности, она создает ценности духовные.» [3]

Таким образом процесс восприятия архитектуры и  организованного ею пространства, происходит по тем же закономерностям, что свойственны восприятию художественного произведения. Он включает в себя три составляющие: субъект восприятия (человек, обладающий потребностями, мотивацией, когнитивными функциями, психологическими  и физиологическими особенностями),  объект восприятия ( носитель информации)  и способ их взаимодействия, который сам становится полноценной системой со своими характерными принципами развития,  формами взаимосвязи,  информационной насыщенностью,  где они функционируют уже как части этого системного целого [4].

 

Эта третья реальность проявляется как результат взаимодействия зрителя и художественного объекта.

Архитектура, являющаяся пространственным искусством, влияет на человека синергетически и обладает эффектом воздействия практически на все органы чувств субъекта, вызывая всеобъемлющий отклик, как  утилитарного характера, так и духовно-психологического. [5]

Вызванная инстинктивным рефлексом, свойственным живому организму, архитектура, как и всякая защитная оболочка призвана разделять мир на внешний и внутренний, отличать”я” от “не я”. Удовлетворяя таким образом как потребность в защите от внешнего мира, так и необходимость быть выраженным в нем.

“Человеческая личность окружает себя целой системой оболочек, начиная от самого тела, поскольку оно воспринимается как хранилище духовного, жизненного субстанциального ядра, и кончая мирозданием, каким оно мыслится человеческой наукой в каждый момент истории нашего сознания, в данный этап завоевания природы. ” -пишет А. Габричевский [6]

Утилитарная, лежащая на поверхности цель создания оболочки – защитная. Поэтому искусственная среда, архитектурный объект должен обладать всеми характеристиками,  удовлетворяющими функцию защиты. Здесь первичным становится “не Я”, который должен оказаться за пределами обозначенной границы. Качества, которыми должна обладать эта оболочка, в первую очередь связаны с такими характеристиками, как: надежность,  прочность, удобство.

Второй уровень ценности, принадлежащей человеческому формообразованию,  связан с проявление “Я” внутри этой оболочки. “И задачей оболочки – показать и выявить пластическую ценность “Я”, представить содержимое внутреннего ядра индивидуума, сокрытого внутри всех оболочек, но ощущаемое, как духовное начало “Я” со всеми его тонкими переживаниями, эмоциями и ценностями” [7].  Важной чертой ценностью “Я” становится красота  – язык символического описания внутренних переживаний  и системы ценностей, свойственных субъекту или группе, ограждающих свою территорию границей.

2. Сознательное и бессознательное в архитектуре. Эталонное пространство.

Выбор художественной среды осуществляется на бессознательном уровне как поиск импринта пренатального пространства.

“История человеческих жилищ, начиная с поисков примитивного крова и заканчивая сложными архитектурными сооружениями, отражает инстинктивные воспоминания о матке – этом теплом, защищающем от опасностей убежище” написал В. Козлов [8]
Начавшиеся еще в эпоху Фрейда психоаналитические исследования, позволили сделать бессознательную часть психики объектом рассмотрения и анализа. Благодаря чему перинатальные переживания плода стали относится к психическим процессам, оказывающим важнейшую роль в последующей жизни человека. Перенальные переживания являются импинтом, т.е. фундаментальным бессознательным материалом психики, на котором строится вся последующая система чувств и переживаний индивидуума. Именно к его перепроживанию обращены творческие процессы, т.к.

одним из основополагающих свойств импринтов является их принадлежность к динамичным структурам, т.е. постоянно поддерживаемым процессам, которые в течение всей жизни стремятся к завершенности, т.е. перепроживанию и осмыслению . Импринты – части опыта, желающие выразить свое позитивное намерение и предназначение по отношению ко всей системе. “Не имея возможности завершиться и выразиться только лишь во внутренних процессах вследствие разнонаправленности, конфликтности и даже взаимоисключения импринтов между собой, они стремятся экстериоризироваться” [9].

Таким образом, человек пытается в отношениях с внешним миром смоделировать структуру взаимоотношений и ощущений, присутствующих в актуальных для него запечатлеваниях.  И моделирование вокруг себя среды, оболочки-границы, подобно завершению гештальта, вызванного импринтом созревания в материнском лоне, является бессознательной потребностью психики каждого индивидуума.

Запечатленная, как эталонное пространство, первичная оболочка-граница определяет характер восприятия субъектом художественной, архитектурной среды. Свойства первичной оболочки, ставшие эталонными,  сравниваются субъектом со свойствами художественной среды, в которой он оказывается, и влияют на его восприятие, впечатления и ощущения, которые он испытывает в художественной, архитектурной среде. Со всеми модальностями и субмодальностями синергетических переживаний, преобразованных в сознании человека как вкус. Именно системой вкусовых предпочтений позднее человек станет называть сенсорные искажения и особенности восприятия художественной среды [10].

Импринты переживания эталонного пространства, как базовой облочки-границы, обладают всё теми же утилитарными и психологическими свойствами. Изначально  предназначенные создавать физиологическую среду для созревания плода, они обладают качествами защиты и функциональности. Связанные с индивидуальными особенностями психики матери и плода, они порождают эмоциональные переживания, облекаемые в форму эстетических категорий выражения бессознательных чувств [11].

3. Базовые требования к эталонному пространству.

Безопасность, связь и гармония являются главными характеристиками эталонного пространства.

1. Безопасность.

Эта характеристика пространства связана, как с утилитарными, так и в психологическими характеристиками оболочки-границы. Утилитарный характер ценностей указывает на само разделение внешнего и внутреннего, с целью сохранности внутреннего и ограниченности внешнего. “Первоосновой общественной потребности в архитектуре была необходимость обеспечить физические условия существования и деятельности человека, а тем самым -его биологическое выживание и прогресс как социального вида” [12]   Функциональные и конструктивные особенности возводимых оболочек аппелируют к удовлетворению первоначальных защитных характеристик среды.

Психологическая потребность в безопасности является самой возможностью реализации внутренних ценностей, условием, при котором живой организм может проявлять во вне свои уникальные особенности и свойства. Потребность в безопасности возникает сразу после потребности в гомеостазе, т.е. необходимости поддерживать в теле постоянное состояние кровотока. “Психологическая безопасность в широком смысле слова означает осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни как обеспечивающим его душевное равновесие и развитие” [13] Художественное осмысление пространства является признаком  психологической безопасности и не может осуществляться в агрессивной среде.

2. Связь.

Следующей за безопасностью проявляется потребность в принадлежности, соединенности, неизолированности, ощущении связи.  Отсутствие такого чувства связи вызывает в человеке страдание и побуждает к активному поиску удовлетворения этой потребности.

“Когда на первом плане был голод,  любовь казалась нереальной, ненужной и неважной. Теперь же острая боль от одиночества, остракизма, неприятия, недружелюбия и неприкаянности превосходит все остальное.[14]

Утилитарный уровень выражения качества связи внешнего и внутреннего, “Я” и “не Я” реализуется в архитектуре ее инженерными системами, конструктивными и планировочными особенностями, которые либо подчеркивают активное и явное взаимодействие сред, внешней и внутренней, либо минимизирует их связь, сводя ее до удовлетворения самых первичных потребностей. Степень реализации ценности связи в организованной среде, называется комфортом, т.е. возможностью беспрепятственного пользования на отделенном пространстве всеми возможностями пространства внешнего.

Эстетическая форма выражения ценности связи выражаемся через стилистические особенности среды, как форму принадлежности к эстетическому закону и условиям взаимодействия с миром, которые эти правила организации пространства выражают .

3. Гармония (красота)

Не смотря на свою нематериальную составляющую, понятие гармонии в античном понимании этого термина как соразмерности, целостности, соотношения внутренних частей внешним (от греч. ἀρμονία – связь, стройность, соразмерность частей) также является базовым требованием к эталонному пространству [15]

Организованная целостность работы всех систем материнского организма и организма плода является наилучшим примером описания гармонии в определении  Гомера и Гераклита, Платона и Аристотеля. Утилитарная ценность гармонии, свойственной оболочке-границе,  проявляется в  согласованной работе всех ее функциональных систем, обеспечивающих безопасность и комфортность использования пространства.  Эстетическая ценность гармонии, применительно к объектам архитектуры и организации пространства описывалась Платоном, мыслителями Возрождения, как принцип “Золотого сечения”, в 20 века она была актуализирована “гармоническими пропорциями” Ле Корбюзье. Идеально -правильное пропорциональное соотношение частей и целого во вне воспринимается субъектом как эталонно “красивое”, т.к. соответствует пропорциям и соотношениям человеческого тела.

Такая базисная характеристика пространства удовлетворяет потребность субъекта в психологической безопасности в тех особых отношениях – третьей реальности, – которой являются отношения субъекта с художественной средой.

 

Понимание всего спектра возможностей, которыми обладает художественная среда, позволяет на практике оперировать ее свойствами, создавая благоприятные условия для эволюции человека. Целостное использование воздействия архитектуры как на рациональную, так и на бессознательную часть психики, позволяет создавать среду, мерилом и главным критерием качества которой, выступает сам человек. Чувства, ощущения и поведенческие тенденции которого могут быть направляемы и гармонизированы относительно культурных и социальных задач гуманистического характера.

 

Библиография.

1. Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция – М., 1993. – 256c

2. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Уч.-метод. пособие.- М.: Стройиздат, 1993.- 438 с.

3. Иконников А. В. Художественный язык Архитектуры. -М. Издательство «Искусство», 1985, с.7.

4. Белова Н.Ю. https://cyberleninka.ru/article/v/subekt-i-obekt-vospriyatiya-v-razlichnyh-sistemah-hudozhestvennogo-vzaimodeystviya

5. Лотман Ю. М. Архитектура в контексте культуры // Лотман Ю, М. Семиосфера. – СПб., 2000. – С. 676

( или Эстетический словарь . Электронный ресурс . Режим доступа: http://aesthetics_ru.academic.ru/11/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

6.  Габричевский А.Г. Морфология искусства – Афграф, 2002, стр. 404-405

Габричевский А.Г. Морфология искусства – Афграф, 2002, стр. 406-412

7. Козлов В.В., Майков В.В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции /Том I. //Мировой трансперсональный проект//Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.redov.ru/psihologija/transpersonalnyi_proekt_psihologija_antropologija_duhovnye_tradicii_tom_i_mirovoi_transpersonalnyi_proekt/p21.php

8. 441. Rank O. The Trauma of Birth. N.Y.: Harcourt Brace, 1929. 224 p.

9. Гроф C. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: ТПИ, 1994. 17 с.

10. Киселев Р. Импритинг. Часть 5/Вестник НЛП. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vestniknlp.ru/imprinting_chast_5_/

11.  Ивановская Н.Е. «Вестник Балтийской педагогической академии»
выпуск 93«Символ в трансперсональном опыте» Санк-Петербург 2010
ISSN 1818-6467

12. Иконников В.А. Художественный язык архитектуры- М., издательство “Искусство”, 1985, с. 23

13. Еремеев Б.А. Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума (Санкт-Петербург, 5-7 июня 2006 г.) /Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш /Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. – СПб.: ООО Книжный Дом, 2006. С.101-103 (0,20 а.л.).

14. Маслоу А. Мотивация и личность. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.rulit.me/books/motivaciya-i-lichnost-read-176292-34.html

15 Философский словарь. Электронный ресурс/ Режим доступа

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>