подписка: Посты | Комментарии
поиск по сайту
7 ответов на вопросы дизайнеру
Недавно в интернете появилась заметка возмущенного дизайнера.
И большинство ответов на вопросы заказчика, уставший дизайнер, дает из позиции раздражения и неудовлетворенности.
Чем неудовлетворен этот специалист? В его работе оказалась нереализована базовая потребность (по пирамиде Маслоу) в понимании, любви и признании.
Понять этого специалиста можно. На курсах и даже в институте редко освещают подобные рабочие ситуации. Давайте их разберем неспешно, грамотно и с любовью к себе и к людям.
Иногда дизайнеры сталкиваются с ситуацией, когда хочется расстаться с заказчиком, вернуть аванс, несмотря на выполненную большую часть работы, и забыть этот опыт как страшный сон. Чтобы этого не происходило, заказчикам тоже нужно учиться «пользоваться дизайнером по назначению». И тогда не только процесс будет легким, но и результат отличным. Ведь в нашем деле по-другому нельзя.
«Вы можете сейчас дать строителям план электрики (а мебель мы с вами будем выбирать потом)?»
План электрики, как и все остальные рабочие чертежи, может появиться только после того, как весь интерьер будет утвержден по внешнему виду. То есть выбрана вся мебель, отделочные материалы, заказана или хотя бы утверждена конфигурация кухни, выбраны все светильники и даже картины на стены.
Только после этого рабочие чертежи могут быть сделаны вдумчиво и с учетом всех особенностей квартиры или дома. Если, конечно, вы не хотите, чтобы розетки оказались за диваном, выключатель за шкафом, а из стены торчал бы лишний провод для бра, которые решили-таки заменить на прикроватные лампы, а вот подсветка кухонных шкафов оказалась не предусмотрена.
В договоре должен быть указан план-график работ. Обсудите его «на берегу», уточните сроки выполнения всех этапов дизайн-проекта и учитывайте это при поиске и найме строительно-ремонтной бригады.
Как правило, подобный вопрос возникает со стороны Управляющей компании, отвечающей за эксплуатацию объекта. Строителям, которые работают именно над Вашим интерьером, пока еще и взяться не от куда. Их нет физически, пока нет проекта.
Поэтому, если подобный вопрос возникает, то он касается документов, в которых фиксируется, как правило, общая необходимая мощность подачи электричества, а не место расположения светильников. Отсутствие подобной информации со стороны дизайнера не только поставит заказчика в глупое положение. Такая «принципиальная», но лишенная смысла позиция, может осложнить не только отношения заказчика и дизайнера, но и банально затормозить получение заказчиком необходимых документов, что повлечет изменение сроков и комфорта работы самого дизайнера.
Дорогие дизайнеры! Не нужно бояться «лишней» работы, которая не составляет никакого труда (план-то нужен примерный, не имеющий отношения в рабочему проектированию), зато помогает всему процессу работы над объектом стать наиболее продуктивной и активной.
«Ни один из предложенных вариантов не понравился, можете предложить нам что-нибудь еще?»Формулировка «что-нибудь еще» может означать 10, 20, 200 вариантов. Конкретизируйте ваши пожелания. «Мне не понравился белый диван, потому что он маркий, нужно что-то более практичное» или «общее настроение интерьера мне кажется слишком спокойным, хотелось бы добавить жизнерадостных ярких элементов».
Включайтесь в работу. Думайте вместе с дизайнером, как свести количество вариантов к минимуму. Ищите и присылайте примеры понравившихся интерьеров, и обязательно указывайте, что конкретно Вам нравится и что не нравится на этих примерах.
Если вы просто видите, что дизайнер не справляется с задачей, не слышит ваших пожеланий или не может им соответствовать, смело расставайтесь, чем раньше, тем лучше. В вашем с ним договоре обязательно должен быть пункт о безболезненном и честном расторжении отношений.
90% людей не знают, чего хотят в интерьере, помимо абстрактного «уютно и красиво». И если «красиво» еще можно связать со зрением и картинками, то «уютно» имеет отношение не к визуальным, а телесным переживаниям. Т.е. связаны с ощущениями человека и с теми состояниями, которые он хочет переживать в доме. Редкому заказчику придет в голову рассказывать дизайнеру о своих путешествиях, любимых животных или о музыке, которую он любит слушать. Но именно за подобными вопросами скрываются чувства и ощущения, свойственные заказчику. Дизайнер может сам составить такой опросный лист, чтобы ответы на вопросы в нем переключили сознание заказчика из критической, интеллектуальной позиции в чувственную. Заказывает проект человек головой, а принимает -телом.
Этим вопросам и методикам работы посвящен семинар «Что хочет заказчик, если не знает, чего хочет».
«А не будет ли это слишком ярко? ( светло, темно, мрачно, весело, пестро, однотонно, красно, зелено, и т.п.)»Не заставляйте дизайнера угадывать ваши субъективные ощущения. Что будет слишком ярко для вас – известно только вам. Поэтому, опять же, нужны референсные интерьеры, примеры, подробные ТЗ.
Вы даже не представляете, насколько разные запросы приходится обрабатывать дизайнеру. И когда вы восклицаете «Это мне напоминает море!» — совершенно не понятно, хорошо это или плохо. Может, вы воды боитесь.
- По выражению лица, звучанию фразы, по телодвижениям, люди друг друга научились понимать с тех самых пор, как начали общаться с помощью языка. Чем дружелюбнее контакт между людьми, тем проще возникнуть эмпатии. Этот механизм заложен в человеке изначально. Именно благодаря эмпатии дети учатся говорить, а взрослые люди моментально отличают раздражение другого человека от удовольствия.
Отсутствие эмпатии говорит о том, что контакт с заказчиком пока не состоялся. И следует получше познакомиться с людьми, с которыми предстоит совместная работа в течение длительного времени. - Восприятие цвета, света, фактур материалов в объеме дома или на поверхностях стен, безусловно, сильно отличается от восприятия материала на маленькой площади образца. И только опытный специалист может сразу рассказать заказчику о том, как будет выглядеть интерьер после воплощения. Если заказчика не удовлетворяет рассказ дизайнера, необходимо делать выкраски прямо на объекте, стараться показывать подобные эффекты на живых примерах.
Если же заказчик не может понять свои ощущения с помощью картинок и выкрасок, которые ему предоставляет дизайнер, а слово специалиста не является для заказчика экспертным, то дизайнеру следует обратить внимание на вопрос об авторитетной позиции дизайнера. Нет ли ошибок в коммуникациях?
Дополнить эту информацию можно на семинаре “Авторитетная позиция дизайнера. Кто я: гений или обслуживающий персонал?”.
«А как это будет в уборке (обслуживании, эксплуатации)?»
Этот вопрос, наверное, более уместно задать вашей домработнице или сервисной службе.
У дизайнера, конечно, должен быть здравый смысл и какой-никакой жизненный опыт, позволяющий догадаться, например, что черный глянцевый пол и линяющие пушистые животные несовместимы. Но достаточной статистики у него нет. Даже если он сделал сотни проектов, он не является специалистом по клинингу, по эксплуатации различной бытовой техники, по обслуживанию систем «умного дома» или по уходу за рифовыми аквариумами. Он не живет во всех своих интерьерах, не делает в них уборку и не пользуется всеми теми приборами, которые есть в его проектах.
Кроме того, требования к чистоте в доме довольно индивидуальны. Для кого-то немыслимо видеть отпечаток пальца на глянцевой поверхности, кто-то спокойно наблюдает, как любимый пес отряхивается после прогулки в прихожей.
Еще Витрувий писал, что архитектура – это польза, прочность, красота. Испокон века, зодчие всего мира изначально продумывали не только внешний вид объектов, но и их эксплуатационные характеристики.
Интерьер дома обязательно должен быть удобным в повседневном использовании.
И именно дизайнер обязан продумывать подобные аспекты. Уборщицы должны убирать. А дизайнер проектировать интерьер так, чтобы он был удобным на протяжении всех лет, что люди будут жить в доме.
«Мне нравится прованс, а мужу – лофт, рассудите нас – что лучше?»
У дизайнера должен быть один заказчик на одном объекте. Кто-то один в семье должен отвечать за интерьер, и его слово должно быть для дизайнера последним. Решайте все ваши семейные разногласия и обсуждайте все пожелания за кадром, в кругу семьи. Не заставляйте дизайнера быть для вас третейским судьей и семейным психологом. Тем более, боже вас упаси устраивать семейные сцены в присутствии дизайнера.
Как правило, дом предназначен для нескольких человек, которые стали друг другу близкими. Не просто так когда-то мужчина и женщина встретились и решили жить вместе. Их совместная жизнь имеет общее направление и цели. Дизайн дома для семьи должен отражать и поддерживать именно этот ресурс.
Поэтому в местах общего пользования дизайнер должен найти идею и средства ее выражения через стиль, декоративные элементы таким образом, чтобы это удовлетворяло и радовало всех членов семьи. Только представьте, какого будет жить в доме тому домочадцу, чье мнение оказалось проигнорированным? Будет ли человек счастлив в таком доме?
А в помещениях, предназначенных для каждого члена семьи отдельно (папин кабинет, комната подростка, бабушкина спальня, мастерская), могут применяться приемы, соответствующие индивидуальности своего хозяина.
Как и почему люди выбирают тот или иной стиль архитектуры, можно узнать на курсе “Психология стиля”
«Моя мама (дочь, теща, подруга …) сказала, что темные (светлые, яркие, бледные, однотонные, пестрые…) стены (полы, шторы, мебель, посуда…) будет смотреться плохо. А Вы что по этому поводу думаете?»
Что думает дизайнер — он проиллюстрировал в проекте, эскизе, коллаже. Если его авторитет в дизайне интерьера для вас недостаточен, то закажите проект дизайна интерьера вашей маме, теще, подруге. Избавьте дизайнера от экзамена по композиции и колористике перед вашими близкими и друзьями.
Этот вопрос и ответ на него находятся в области воспитания и хороших манер дизайнера. Возможно, дизайнер, отвечающий людям подобным образом, в юности попал в дурную компанию.
«Этот светильник нам очень нравится, но где нам найти нам то же самое дешевле?»
Поиск лучшей цены – не задача дизайнера. Он подобрал Вам предмет интерьера в рамках оговоренного бюджета, Ваше право изучить все предложения рынка или поторговаться в салоне.
Работа дизайнера заканчивается, когда объект реализован, а хозяева въехали в свой дом. Если в проект заложены средства декора или предметы мебели, которые не возможны для приобретения именно этой, конкретной семьей, то становится интересно, с кем вообще работал этот дизайнер и для кого конкретно он проектировал.
Бюджет, на который рассчитывает заказчик, должен быть ясен и прозрачен для дизайнера на самых первых порах. И, наверняка, так оно и было.
Но всем известно, что «аппетит приходит во время еды» и возможны варианты, что сначала заказчик свой бюджет тратит слишком активно, а потом приходится экономить. Либо наоборот, заказчик пытается экономить на проектировании, но тратит неразумные средства на детали… А возможно, что у заказчика, действительно, семь пятниц на неделе.
Каждый дизайнер не понаслышке знает, что такие ситуации случаются сплошь и рядом, поэтому он должен хладнокровно помогать заказчику следить за бюджетом ремонта и руководить покупками по мере сил. Нужно всё-таки стараться спокойно и агрументированно объяснять свои решения. Искусство убеждения – малоприятная и энергоемкая задача для дизайнера. Но он первый в этом заинтересован. Ему самому еще получать последние платежи по гонорару и и оплату арх. надзора. Терпение и еще раз терпение. Доброжелательность и любовь к людям. Тем более, что и дизайнер тоже человек. И ему необходимо позаботиться о самом себе.
Резюмирую. Практически все описанные выше вопросы и ситуации возникают из страха контакта одного человека с другим. Из-за неумения или нежелания общаться с заказчиком, быть понятным и внимательным. Из-за нежелания объяснять заказчику сложные для него детали.
Когда мы были детьми, мы родителям по сто раз на дню задавали одни и те же вопросы. Мы были дилетантами в этом мире. Как мы себя чувствовали, когда наши родители раздражались на нас?
Заказчик, который оборудует свой дом -тоже дилетант. Поэтому он и пригласил себе в помощь дизайнера, полагаясь на его авторитет, профессионализм и мудрость. И паника, раздражение и желание избавиться от лишней нагрузки не делают коммуникации дизайнера с заказчиком ни легче, ни продуктивнее.
Нам необходимо научиться грамотно строить эти отношения, потому что работа дизайнера всегда была и будет связана с людьми.
Более подробную информацию о коммуникациях с заказчиком можно получить на курсе “Психология в дизайне и архитектуре”
По поводу электрики.
Не редко именно так и происходит, заказчик нанимает дизайнера параллельно со строительной бригадой (по его мнению это сэкономит время) и чертежи электрики оказываются необходимыми задолго до окончания работ над дизайн-проектом. Еще веселее, когда заказчик отказывается выбирать мебель до окончания стройки, мотивирую это тем, что мебель он будет примерять к получившемуся интерьеру, как одежду в примерочной.
Дорогая Эли! если заказчик нанимает дизайнера параллельно с бригадой… то он нанимает не специалиста, а обслуживающий персонал. Точно такого же по статусу, как и плиточник, или штукатур. Т.е. без права голоса, профессионализма, возможности принимать творческие решения. И за такие же деньги. А оно надо? Только на тот период времени, пока внутреннее состояние нестабильно, а профессиональная идентификация не ясна. Как только всё встанет на свои места, даже рассматривать такие варианты работы перестаешь. Пустая потеря времени и сил. Фрустрация из-за невозможности профессиональной реализации.
В некоторых случаях, такая работа помогает понять себя лучше и расширить кругозор. Если это в большей степени опустошает и запутывает, то лучше посидеть на гречке и рисе, почитать книжки и порисовать. Накапливая внутренние силы для формирования здоровой профессиональной позиции и ситуации.