Существует в психологической среде вопрос – шутка: «Чем отличается шаман от сумашедшего?». И ответом на него служит утверждение, что шаман знает дорогу «туда-обратно», а сумашедшему известен путь лишь в одну сторону. В какую же?
Состояния, которые переживает каждый из нас, вдыхая запах первой весенней травы, спеша на свидание, когда удары сердца напоминают набат Царь – колокола. Состояния, которые испытывает человек долго находясь в ситуации сенсорной перегрузки или изоляции, длительного воздействия боли или при приеме психоделического вещества, именуются «Измененными состояниями сознания». Делятся измененные состояния на «расширенное» и «суженное».
Человек в расширенном состоянии сознания наблюдает и чувствует события, с ним происходящие как бы со стороны. Картина становится более объемной, причинно-следственная связь более яркой, ощущения, возникающие в теле, – более понятными и глубоко переживаемыми. Суженное состояние сознания проявляется в зацикливании человека на проблеме или ощущении, которое «выведенного яйца не стоит». «Ты меня уважаешь» – иллюстрация суженного состояния сознания, которое как правило сопровождает применение алкоголя.
Кстати говоря, задумывались ли Вы когда-нибудь о том, почему в творческой среде художников практически никогда не бывает наркозависимых? Зато алкоголь занимает весьма привилегированное место в быту и досуге. И именно в художественной среде, а отнюдь не в музыкальной или писательской, расширенное состояние сознание столь широко, что нуждается в сужении.
Итак, Измененные состояния сознания являются физиологическими феноменами, и посещают нас гораздо чаще, нам кажется. Этот природный механизм имеет защитные, оздоровительные и психотерапевтические функции для организма.
В измененном состоянии сознания плотная завеса, разделяющая Подсознательное и Сознательное, приоткрывается, позволяя человеку встретиться с самим собой. Метафорически, это можно было бы сравнить с тем, как маленькие дети начинают узнавать и идентифицировать себя со своим зеркальным отражением. Картина мира дополняется удивительными открытиями о форме собственных ушей и наличием вихра на макушке. Так и взрослые люди, сталкиваясь с собственными проявлениями, обычно глубоко скрываемыми, бывают полны удивления. И жестко простроенная схема, в которой существует персонаж «Я» и масса персонажей с именем «не Я», становится гибче и разнообразнее. Безусловно, человек, подозревающий о собственных проявлениях и тайных способностях, испытывает меньше негативных эмоций в разнообразных жизненных ситуациях, в которых вдруг проявляется скрываемая часть его «Я». Другой же товарищ, психика которого забетонирована была с детства в конкретную форму, не поддающуюся обработке, в напряженных эмоциональных или экстраординарных условиях бывает сильно обескуражен долгожданным знакомством с целым букетом собственных качеств, которые ранее назывались исключительно «кто угодно, но не Я».
Издревле, существует множество обрядов и ритуалов, позволяющих приоткрывать тайную дверь в подсознание, дабы освобождать психику от переживаний, которые лежат тяжелым грузом именно в этой части сознания. Многочисленные шаманские практики простроены таким образом, что участник мистерии долгое время проходит процесс постепенного расширения сознания. Техниками, способствующими этому процессу служат ритмическое музыкальное сопровождение, набор движений, как правило достаточно монотонных, ритуальные атрибуты визуального характера. Трансовое состояние участников мистерии – хорошо подготовленное действие. И результатом этого мероприятия обычно становилось выздоровление больного, удачная охота или победоносное сражение.
В русской языческой культуре большое место среди трансовых психотехник (назовем это так) имели ритуальные хороводы, пение обрядовых песен специфической техникой, дающей активизацию энергетических центров и элементы гипервентиляции легких. В наше время эту технику исполнения можно услышать на записях ансамбля покойного Дмитрия Покровского.
Безусловно, в каждом мероприятии, имевшим целью воздействовать на сознание участников, важнейшую роль играли средства воздействия на визуальные каналы восприятия информации. Ритуальный подбор цветовой палитры, орнаменты и рисунки не были случайны. Эффект этих приемов подчеркивался ночной темнотой, служившей фоном, и яркими всполохами огня, придававшим изображениям дополнительную динамику.
Во времена средневековья мощнейшим средством воздействия на сознание верующих служили витражи и богатое убранство соборов. Основная масса населения, жившая в темных домах, использовавшая грубое убранство и одежду натуральных цветов, имела колоссальный дефицит полифонии цвета. Добавьте к этому недостаток питания, усиливавшийся постами.Прихожанин переступал порог храма, и со сводов на него обрушивался каскад цветовых пятен и изысканных сюжетов, солнечный свет, льющийся через витражи приобретал фосфорицирующую яркость. Такое мощное полифоническое воздействие на зрение моментально меняло внутреннее состояние человека. И его психические процессы начинали протекать иным образом. Проповедь, равно как и заклинание или обряд достигало самого глубинного уровня сознания человека, подготовленного к приему данной информации наилучшим образом.
Роль изобразительного искусства, как одного из мощнейших средств воздействия на психику, всегда оценивалась адекватно. Со времен наскальных росписей, представлявших сцены охоты или лики вождей на кумаче, средства изобразительной культуры всегда были в чести и в активной фазе взаимодействия со зрителем.
Но в данном размышлении, позволю обратить Ваше внимание не на психологизм воздействия искусства на визионера, а на психологические аспекты самого акта творчества.
Является ли творчество как таковое Измененным состоянием сознания?
Еще во времена античности этим вопросом задавался Платон, вложивший в уста Сократа в «Федре» изречение: «Третий вид одержимости и неистовства – от Муз, он охватывает нежную и непорочную душу, пробуждает ее, заставляет выражать вакхический восторг в песнопениях и других видах творчества и, украшая несчетное множество деяний предков, воспитывает потомков. Кто же без неистовства, посланного Музами подходит к порогу творчества в уверенности, что благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения здравомыслящих затмится творениями неистовых».
Безусловно, само пребывание человека в состоянии творческого эскстаза имеет все характеристики измененного состояния сознания. Чувства обнажены, уровень восприимчивости повышается, сознание открыто к процессу принятия информации и передачи ее путем внутренней трансформации. Весь организм человека в таком состоянии работает в совершенно особенных условиях. И результатом такого режима функционирования становится возможность плавного растворения четкой границы между подсознанием и эго. Та часть сознания, что носит название по Фрейду «суперэго» и является главным контролером, удерживающим человека в рамках его обыденных стереотипов поведения и восприятия мира, теряет свою бдительность.
Глядя на произведения различных жанров, времен и направлений, можно позволить себе анализировать биографические и психологические особенности автора. Семантические коды, используемые художником, вне зависимости от жанра, в котором работает творец, отражают внутренние тайные процессы, проистекавшие с автором в момент написания произведения. А в сам момент проживания измененного состояния сознания, психика человека прорабатывает самые сложные, самые травматичные, самые острые события и переживания его личной истории. И это является физиологической особенностью вида Homo Sapiens.
Сегодня ни для кого не является секретом тот факт, что память человека, функционирование его сознания начинается задолго до момента его рождения. В своих многочисленных исследованиях современные психологи и психиатры сталкиваются с тем, что каждый из нас носит в себе память о самых первых днях жизни, о собственном рождении, о том как мы чувствовали себя в утробе матери и даже в момент зачатия. Карл Густав Юнг, положивший начало исследованиям такого рода, важное место отводил связи индивидуального сознания с Коллективным. Вернадский называл это Ноосферой, Юнг – Коллективным бессознательным. Но смысл данного феномена заключается в том, что каждое живое существо на нашей планете связано со всеми другими существами тайными, невидимыми, он очень прочными связями. В ведической культуре факты проникновения человека в чуждое ему прошлое связывают с реинкарнацией, в аналитической психологии – с подключением к всеобщему человеческому знанию. Но так или иначе, чаще всего этот феномен проявляется в искусстве.
Знаки, которыми пользуются люди всех времен и народов удивительно схожи. В каждой культуре существует миф о Герое, поправшем смерть. И имя ему христианский Иисус, египетский Осирис, сирийский Адонис. В каждой культуре существует многоступенчатая система мироустройства. Так, при встрече с Ацтеками, Кортес и его соплеменники подметили массу параллелей между религией туземцев и Истинной Верой. Пирамиды индейцев были для них материализацией идеи Данте о горе Чистилища. А царством Бога, пупом Земли, каждый по-своему, были и Рим, и Мекка, и Пекин. К слову сказать, прошлым летом аналогичными свойствами международной эзотерической общественностью наделялся наш Алтайский край. Забавное было мероприятие под предводительством американского испанца. Ну да бог с ними.
Изобразительное искусство, как один видов международных языков, не требующий перевода, тысячелетиями рассказывает самые строжайшие тайны о человеке и мире, используя общечеловеческую систему кодов.
Качаясь в колыбели околоплодных вод, большинство людей, матери которых не испытывали жестоких стрессов во время беременности, запечатливали в памяти состояние вечного блаженства и связи со всем мирозданием. И эти переживания являются сюжетами многих и многих прекрасных полотен. Прекрасные пейзажи и космические дали, абстрактные композиции, колористика и динамика которых гармонична и ясна, – результаты творческой трансформации переживаний этого периода.
Рождаясь в муках, каждый человек переживал момент смерти-возрождения. Это переживание было записано глубоко в подсознании. И именно этот опыт дает нам возможность в повседневной жизни находить выход в самых, казалось бы, сложных ситуациях. На полотнах этот опыт часто предстает перед зрителем в виде динамичных сюжетов трагического характера.
Находясь в разных конфессиональных и временных координатах, художники используют символы, характерные данной культуре. Но, события, описываемые автором, часто раскрывают глубинные переживания, свойственные каждому человеку.
И происходит это именно благодаря тому, что сам акт художественного творчества является психологической техникой, которая позволяет не только черпать «запретную» информацию, но и освобождать сознание от травмирующего груза. На этом строится и личная история каждого художника, и методики арт- терапии, широко используемые в современной психиатрии.
А в преддверии следующего, более подробного, разговора о семантических кодах, которые используются в изобразительном искусстве, позволю себе попрощаться с Вами, дорогой читатель, почти пионерским приветом: «Рисуйте на здоровье!»
Из журнала “Художественный совет”. 2001 г.