подписка: Посты | Комментарии

Самый длинный путь начинается с первого шага

Комментарии выключены

Художник Д. Дидоренко

Каждый человек – как сложная система различных уровней. Этакий слоеный пирог. При первом приближении – внешние покровы, протягиваешь руку – и прикасаешься к более теплому и близкому пределу человека, начинаешь общаться – узнаешь то, во что тебя хотели бы посвятить…и т.д. Сидя в шумной кампании и ведя ни к чему не обязывающие беседы, наблюдаешь за человеком, пытаясь почувствовать его Самого, узнать то, что, возможно он о себе никогда не расскажет. Словно за шумом улицы пытаешься уловить звуки скрипки из окон соседнего дома.

Дима Дидоренко приехал в Москву на один день. Его пригласили принять участие в передаче «Большая стирка». Не велика честь «засветиться» в программе, которую интересуют исключительно «жареные» факты из биографии. И Дмитрию не интересна популярность такого уровня. Сам аспект смены обстановки, новые знакомства и впечатления важны для Дмитрия. Он жалеет, что не успел в этот приезд побродить по любимым московским закоулкам. Он вообще любит путешествия. В ближайшие планы на будущее у Дмитрия значится плаванье по фьердам на викинговских дракарах. Ему важно, чтобы ладьи были точной копией своих первоисточников, и облачение, соответствующее этому плаванью должно также являться полной копией одеяния древних воинов. Незнакомые ранее страны, города и культуры насыщают новыми энергиями, новыми качествами, которые можно будет позднее реализовать в полотнах.

Это также важно, как и встречи со старыми друзьями и приобретение новых. В поездке Дмитрия сопровождает давнишняя приятельница. Эффектная  барышня Юля, ведущая киевского телевидения. Что, собственно говоря, и не удивительно. Высокий, статный, интересный брюнет, прекрасный художник, успешный бизнесмен, Дмитрий Дидоренко залихватски управляется со всеми нами, дамами, сидящими за столом в его номере гостиницы. И на правах хозяина он не позволяет нам совершать лишних телодвижений.

Гостьям не разрешается в его пространстве резать закуски или мыть посуду. Это хозяйские задачи. Тем более, что все наше внимание привлечено его картинами.

Работает Дмитрий Дидоренко в гуаши. Эта техника справедливо считается одной из самых сложных. Только незадачливость советской образовательной системы могла годами предлагать детям рисование именно этими красками, а не маслом, как первоосновой для постижения тайн цвета. (А просто отмывать ладошки проще.) Сами же гуашевые краски меняют цвет самым непостижимым образом после высыхания. Вся яркость палитры меняется, и угадать конечный результат работы может только мастер. Именно таким мастером и является Дмитрий Дидоренко. Основной упор,  искусствоведов, описывающих его работы, делается на потрясающую светоносность его полотен. Мягкие пастельные тона его картин насыщены светом, идущим откуда – то изнутри. Этот эффект наделяет плоскостные композиции фантастическим объемом и живостью. Тем более что Дмитрий не относит себя к плеяде художников, которые «позволяют» зрителю спонтанно обнаруживать в картине те или иные смыслы. Каждое полотно Дидоренко насыщено системой символов и знаков, благодаря которым взгляд зрителя следует по траектории, заранее намеченной художником. И приходя к нужной точке, обнаруживается объект, в котором и начинается диалог двух людей, ищущих смыслы. Заканчивается беседа одной картины, начинается следующая. Общение художника и зрителя похоже на встречи давних друзей, которые расстаются, чтобы встретиться вновь. Как у друзей существует свой язык, на котором они понимают друг друга с полуслова. Так и на картинах Дидоренко встречаются и хорошо знакомые каждому символы, и знаки, наделенные определенной силой самими автором.

Вопросы семантики рассматриваются историей искусств издревле. Образный язык либо становится языком общения цивилизаций, сменяющих друг друга, либо индивидуальным кодом, с помощью которого можно подключиться к индивидуальной системе видения художника. Личная история Дмитрия заставила его, некогда приверженца реализма, изобрести новую языковую систему, с помощью которой грани между внешним и внутренним видением  стираются. Картины Дмитрия похожи на сны. Те самые, которые к добру.

Миллионы оттенков (а  на самом деле специалисты насчитали их около 2500)  и волшебные композиции поставили молодого еще художника на уровень классиков современности. Сам же Дима не считает себя одним из первых. Его убеждение, что под солнцем всем хватает места, позволяет ему использовать свое творчество не только как возможность самореализации или зарабатывания денег. Творчество для него – свобода.

Свобода видения, свобода передвижения. Сейчас Дмитрий с волнением готовится к покорению Японии. Это признание для него важнее успеха в сытой Америке или сдержанной Европе. «Японцы – народ тонкий, и понравиться им не просто» – Дима заговорчески подмигивает. Вообще, приятно беседовать с человеком, который не боится смотреть прямо в глаза и внимательно отмечает вашу реакцию на каждую фразу. Он постоянно в контакте, он всегда готов помочь. Вот и сегодня, мы пришли поговорить о его творчестве, а большую часть времени обсуждали опросы распространения нашего журнала на Украине. Дмитрий – советник по вопросам культуры одной из влиятельных организаций и с радостью готов помогать собратьем по цеху, коими мы и являемся. А может дело в неравенстве полов? И слава Богу, русские дамы еще долго будут ценить покровительственное отношение сильного пола, ни сколь не смущаясь своей слабости…

Так о чем это я? Простите, в обществе Дидоренко не сложно отвлечься  от поставленной профессиональной задачи.

Да, собственно говоря, и в любви Дмитрий более всего ценит свободу. Свободу на уровне уважения личностей. И не страшно ему расставаться, если теряется в отношениях высокая нота понимания, сменяясь на привычку или снисхождение.

Нет в нем снисхождения, прежде всего к себе, ни в любви, ни в творчестве. Не было его и в тот момент, когда стала взрываться мина времен войны, найденная Дмитрием и его товарищами в одной из полевых экспедиций. Профессиональный художник график, в армии Дима приобрел специальность сапера, и это сыграло трагическую роль в его истории.

Он не любит говорить о прошлом. Его достоинство в его профессионализме ведущего украинского художника. Его радость в любви и путешествиях. Он искренне удивляется, почему «Большая стирка» интересуется не тем, ЧТО он пишет, а КАК он это делает…

Но дело в том, что, рассказывая о Дмитрие Дидоренко, сложно избежать искушения, и умолчать о том, что в тот самый день, единственным способом спасти товарищей, стал для него подвиг. Дмитрий накрыл взрывающуюся мину своим телом. Он не погиб. Он потерял зрение. Полностью.

Но через некоторое время после реабилитации, приятель, с которым они не виделись длительное время, пригласил Дмитрия принять участие в московской выставке. Рассказывать о произошедшей трагедии Дмитрию не хотелось, равно как и привозить старые работы. «Самый длинный путь начинается с первого шага» – так называется графический лист, сделанный Дидоренко, в памятном 1991 году…

А за ним последовали многие и многие работы, победы, открытия, путешествия.

…Сегодня Дима Дидоренко приехал в Москву на один день. Он жалеет, что не успел в этот приезд побродить по любимым московским закоулкам. Он вообще любит путешествовать…

Комментарии закрыты