подписка: Посты | Комментарии
поиск по сайту
Интервью с Ольгой Батини
Проблемы– для решения.
Свобода – для подтверждения.
И покуда ты веришь в свою мечту – ничто не случайно!
Р. Бах, « Ничто не случайно».
Элегантная дама заглядывает в уютный московский ресторанчик. Она не дефилирует, а заскальзывает в небольшой зал, пытаясь быть не заметной. Время передвижения по Москве сложно рассчитать точно, и чтобы не привлекать лишнего внимания к своему опозданию, она легко движется между столиками. Однако остаться незамеченной у нее все равно не получилось. Все взгляды обращены к ней. И в Москве, и в Алматы, и в Торонто, и в Лондоне визит Ольги Батини становиться событием. В не зависимости от того, носит ли это появление официальный или личный характер.
Много лет занимаясь батиком, Ольга и сама – суть этого изобразительного искусства. Четким контуром на мягкой ткани прорисовывается основная концепция замысла, а внутри краски ведут замысловатый диалог друг с другом по законам гармонии и свободы. Восточная мягкость и загадочность, обрамлены в ее характере четкостью поступков и дальновидностью бизнес -леди. Женственность и стремление к свободе, хрупкость и удивительная жизнестойкость, сплетенные в единую композицию, – это орнамент, это Ольга Батини. Наверное, каждая женщина похожа на загадочный рисунок. Но позвольте сегодня рассказать вам об этой даме.
История с географией.
Первым географическим пунктом этой истории стала Италия. Вернее, путешествие из Италии в Россию молодого талантливого архитектора из славного рода Батини. Он приехал в Петербург, ко двору его Императорского Величества для строительства дворцов и храмов и, как водится во всех сказках, встретил прекрасную барышню, сотканную из снегов и ромашек. Поменяв подданство, он остался на родине возлюбленной, дав заморскую фамилию русской плеяде военных, музыкантов, художников. Много позднее его потомки были вынуждены поменять место жительства. И новым пунктом истории становиться Казахстан.
Еще одной страной, с самобытной культурой, оказавшей влияние на личную историю нашей героини, была Германия. Родиться и провести детские годы, не смотря на всю «неблагонадежность» дедов, Ольге посчастливилось в Потсдаме, где служил отец, в сказочном городе средневековых королей и дворцовых парков.
А взросление и становление Ольги, и как художника, и как ученого происходило в Казахстане, в городе Алма-Ате. Наверное, немаловажную роль в этом становлении сыграло и то, что в течение долгого периода советской истории, в этот край сначала ссылались пассионарии всех народов, проживавших на территории СССР, а затем командировались лучшие творческие кадры для работы на «фронте освоения Целины».
Гораздо позднее, когда все, что было возможно реализовать Ольге в Казахстане, было реализовано, на ее личной карте появился новый пункт – Торонто.
Однако не станем забегать вперед.
Педагогика.
Именно в этой области началась реализация Ольги Батини как первопроходца и отважного путешественника по неизведанным ранее областям.
Нигде в мире искусство батика не преподавалось как отдельное направление в декоративном искусстве. Нигде до тех пор, пока Ольга Батини не организовала в алматинском Университете специальное отделение «Художественного текстиля». Двенадцать предметов раскрывали искусство батика как самостоятельного вида художественного творчества. И, как вы можете догадаться, ни по одному из предметов не было ни учебников, ни методических пособий, ибо как таковых этих дисциплин ранее не существовало. Все учебники и пособия Ольге пришлось писать самой. В процессе этой работы, стало ясно, что все традиционные способы подачи материала далеки от совершенства. И тогда родилась новая педагогическая система. Так, например,
при создании курса «История текстильного искусства стран Востока» стало ясно, что для лучшего усвоения материала, его следует изучать в разных направлениях: образно говоря по вертикали и по горизонтали. Понять, почему в истории искусства того или иного государства был упадок или расцвет, стало гораздо проще, предварительно изучив историю этой страны отдельно от всего остального мира, далее установив связи и взаимодействия данной страны со всеми остальными странами Востока. Таким образом, наблюдение за рождением или умиранием художественного стиля на пересечении исторических и географических событий стало для студентов Ольги Банити захватывающим приключением. И таких «приключенческих» маршрутов была разработана целая дюжина!
Искусство.
А личная «история искусства» Ольги началась на отделении монументального искусства. Именно стремление к масштабности и целостности видения, привело молодую хрупкую девушку на такой «мужской» факультет. Позже Ольга увлеклась батиком. И здесь стремление к глобализации процессов сыграло важную роль. Положение батика, как чисто прикладного вида искусства, годного только для росписи шарфиков и салфеток, Ольгу совершенно не устраивало.
Она объединила художников батикистов в Артцентр, и это позволило предъявить данное направление прикладного искусства как самостоятельный вид творчества, несущий в себе удивительные возможности и перспективы.
Говоря о батике, Ольга всегда акцентирует внимание на том, что в этом виде творчества заключены удивительные таинства, помогающие раскрыться человеку не только как художнику, но и как личности: «Я часто наблюдала, как взрослые люди с детскими страхами перед чистым листом бумаги, открывали свои живописный дар благодаря тому, что кусок шелка не несет в себе программы «школьной успеваемости». А способность этого материала впитывать влагу, дарит создателю неисчерпаемые возможности обрести веру в свой талант. Четкий контур позволяет начертать границу там, где это необходимо. Но внутри контура разворачивается мистерия, игра красок между собой! Не возможно предугадать, как два цветовых пятна поведут себя в следующее мгновение. Но ты точно знаешь, что это будет удивительно красиво. Словно рука Всевышнего сама расписывает твое полотно, а ты заодно с ним и помогаешь Ему. Батик – одухотворенное искусство, позволяющее каждому человеку стать Демиургом!»
Бизнес.
Продолжая свою деятельность в Канаде, Ольги Батини направляет свои усилия на то, чтобы объединение художников батикистов носило международный характер. Благодаря усилиям Центра, с художниками разных стран и континентов ведется переписка, устраиваются международные выставки и конференции. Люди с удовольствием идут на контакт, т.к. всем сложно существовать в изоляции. И поддержка, которую оказывают своим «собратьям по перу» члены алматинского Артцентра, позволяет не угасать в людях творческому огню. А это непросто. Особенно это стало сложно в тот период, когда одна из нефтяных кампаний, оказывавшая материальную помощь Центру сменила свои приоритеты. Пред Ольгой встал вопрос о возможном решении данной проблемы либо путем закрытия деятельности Центра, либо путем его самостоятельного финансирования. Прожив за границей к тому моменту уже несколько лет, Ольга научилась «западному» типу ведения финансовых дел. Ее природная любознательность не позволила ей стать в Торонто «пассивным» акционером. И в течение небольшого количества времени она стала консультантом нескольких кампаний, сферой которых являются финансы и микроэлектроника. Таким образом, не только руководство, но финансирование алматинского Артцентра ведется с другого континента. Удивительно на первый взгляд, но именно творчество является, по мнению Ольги, тем началом, которое позволяет человеку стремительно осваивать новые и новые области бытия: « Однажды, открывая для себя врата творчества, Вы открываете Врата успеха. Победив свои страхи в маленьком сражении на листе бумаги, Вы закладываете модель победителя в самой глубине своей человеческой сути. Ведь лидер – это не тот, кто тянет за собой. Это тот, за кем хочется следовать!»